Органы управления и контрольные приборы трактора МТЗ-82 (МТЗ-80)

Расположение органов управления и контрольных приборов на тракторе показано на рис. 5—11.
 
Рычаг переключения передач 1 трактора МТЗ-82 (МТЗ-80) (рис. 5). Вначале рычагом включают I или II ступени редуктора, а затем, возвратив рычаг в нейтральное положение, включают нужную передачу по схеме (рис. 6).
Педаль управления подачей топлива 2. Конструкция педали позволяет управлять скоростным режимом двигателя двумя спосо­бами: фиксация педали в любом заданном положении («постоянный газ») и пружинный возврат передней части педали на мини­мальные холостые обороты двигателя. Установка «постоянного газа» осуществляется нажимом ноги на переднюю (увеличивают) или заднюю (уменьшают) части педали, после чего ногу убирают с педали. При «перегазовке» задняя часть педали удерживается каблуком, а носком ноги нажимают и отпускают переднюю часть педали.
Поводок 3 переключения заднего ВОМ с независимого на син­хронный привод. При вращении поводка с помощью гаечного ключа против часовой стрелки (если смотреть на поводок переключения сверху) до упора включается синхронный привод, по часовой стрелке — независимый привод, среднее положение — нейтральное.
Рукоятка 4 тяги управления захватами гидрокрюка. Верхнее положение рукоятки — «захваты освобождены от нагрузки», ниж­нее положение — «захваты под нагрузкой».
 
 
Рис. 5. Органы управления и контрольные приборы трактора.
 
Маховичок 5 гидроувеличителя сцепного веса для регулировки давления подпора в основном цилиндре гидросистемы. При поворо­те маховичка по часовой стрелке давление подпора уменьшается, а против часовой — увеличивается.
Педаль муфты сцепления 6. Нажимом ноги на педаль вперед муфта выключается.
Рычаг 7 переключения понижающего редуктора. Рычаг имеет два положения: назад до отказа — «прямая переда­ча», вперед до отказа — «понижающая передача».
Кнопка 8 выключателя магнето пускового двигателя (только для тракторов МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). После нажатия на кнопку прекращается по­ача искры на искровую свечу пускового двигателя.
 
 
Рис. 6. Схема переключения передач трактора МТЗ-82 и МТЗ-80.
 
 
Рукоятка 9 троса аварийного останова двигателя. При вытяги­вании рукоятки на себя прекращается подача воздуха в цилиндры и двигатель останавливается. В исходное положение рукоятка воз­вращается автоматически после остановки двигателя.
Рукоятка 10 управления краником топливного бака пускового двигателя (только для трактора МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При вытягивании рукоятки на себя краник топливного бака открывается, а при воз­вращении рукоятки в исходное положение — закрывается.
Рукоятка 11 управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя (только для трактора МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При вытя­гивании рукоятки на себя с помощью троса открывается воздушная заслонка, при возвращении рукоятки в исходное положение — за­крывается.
Блоки 12 плавких предохранителей цепей электрооборудования трактора. Электроцепи, защищаемые предохранителями, указаны на схеме (рис. 7).
Рычаг 13 (рис. 5) управления муфтой сцепления и шестерней включения редуктора пускового двигателя (только для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При повороте рычага на себя шестерня включения редуктора входит в зацепление с венцом маховика основного дви­гателя, а муфта сцепления при этом выключается. При повороте рычага от себя муфта сцепления редуктора включается. Нейтраль­ное положение рычага — вертикальное.
Маховичок 14 управления шторкой водяного радиатора. При вращении маховичка по часовой стрелке шторка поднимается, про­тив часовой стрелки — опускается.
Переключатель 15 ближнего и дальнего света. Переключатель имеет два положения: левое—«дальний свет», правое — «ближний свет».
Рычажок 16 переключателя указателей поворота. Рычажок име­ет три положения: правое — «включены указатели правого пово­рота», левое — «включены указатели левого поворота» и среднее — «выключено».
Кнопка звукового сигнала 17.
 
 
Рис. 7. Схема электроцепей трактора МТЗ-82 и МТЗ-80, защищаемых плавкими предо­хранителями:
1 — задние фары; 2 — стоп-сигнал; 3 — указатели поворотов; 4 — звуковой сиг­нал; 5 — указатель температуры воды; 6 — электродвигатель вентилятора блока отопления и охлаждения; 7 — плафон и стеклоочиститель; 8 — дальний свет; 9 — ближний свет левой фары; 10 — ближний свет правой фары; 11 — левые габаритные огни; 12 —- правые габаритные огни.
 
Контрольная лампа 18 включения «массы» (рассеиватель руби­новый).
Контрольная лампа 19 указателей поворота (рассеиватель зеле­ный).
Контрольная лампа 20 дальнего света (рассеиватель синий). Лампа загорается при включении дальнего света в передних фарах.
Амперметр 21. Показывает силу зарядного (стрелка отклоняет­ся в сторону знака « + ») или разрядного тока (стрелка отклоня­ется в сторону знака « — »).
Указатель 22 температуры воды двигателя трактора МТЗ-82.
Указатель 23 давления воздуха в пневмосистеме привода тор­мозов прицепа.
Указатель 24 давления масла в двигателе.
Тахоспидометр 25 со счетчиком мото-часов.
Включатель 26 плафона освещения кабины.
Включатель 27 электрического стеклоочистителя.
Контрольный элемент 28 показывает степень нагрева спирали предпускового электрофакельного подогревателя.
Рукоятка 29 фиксатора рулевого колеса. Рукоятка имеет два положения: нижнее (основное) — «фиксатор защелкнут и постоянно удерживается пружиной»; верхнее (принудительно перемещает­ся до отказа и удерживается рукой) — «фиксатор выведен из паза».
Включатель 30 стартера (для трактора МТЗ-80Л и МТЗ-82Л), включа­тель стартера и предпускового электрофакельного подогревателя двигателя Д-240 (для трактора МТЗ-80 и МТЗ-82):
для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л включатель имеет два положения: нейтральное — «выключено», первое — «включен электростартер пускового двигателя». Поворот включателя осуществляется с по­мощью ключа по часовой стрелке, в нейтральное положение ключ возвращается автоматически под действием пружины;
для МТЗ-80 и МТЗ-82 включатель имеет три положения: ней­тральное— «выключено»; первое — «включена спираль накалива­ния электрофакельиого подогревателя», второе — «включены элек­тромагнитная катушка запорного клапана (при включенной спи­рали накаливания электрофакельного подогревателя) и электро­стартер.
Поворот включателя осуществляется с помощью ключа по ча­совой стрелке, в нейтральное положение включатель возвращается автоматически под действием пружины.
Рулевое колесо 31 для поворота трактора. Для удобства входа и выхода из кабины, а также для улучшения условий труда води­теля предусмотрено откидывание рулевого колеса вперед и регу­лировка положения рулевого колеса по вертикали в пределах 120 мм. Подробно о регулировках рулевого колеса смотрите в раз­деле «Привод рулевого механизма».
Рычаги управления распределителем гидросистемы: 32 — пра­вым выносным цилиндром, 33 — левым выносным цилиндром и 35 — задним цилиндром. Каждый рычаг имеет четыре положения: верхнее — «плавающее», среднее верхнее—«опускание», среднее нижнее — «нейтральное» и нижнее — «подъем».
Рычаг 34 управления гидроувеличителем сцепного веса. Рычаг имеет четыре положения: верхнее — «заперто», среднее верхнее — «выключен», среднее нижнее — «включен» и нижнее — «сброс дав­ления».
Схема управления рычагами 32, 33, 34, и 35, а также махович­ком 5 показана на рис. 8.
Педали тормозов 36, 38 (рис. 5). Тормоза включаются нажимом ноги на педали вперед. При перемещении педали 38 правого тор­моза включается пневматический привод тормозов прицепа.
Соединительная планка 37 тормозных педалей. Планка блоки­рует педали для одновременного торможения левым и правым тор­мозами.
Тяга 39 привода защелки горного тормоза. Перемещением тяги вверх при выжатых педалях тормозов осуществляется фиксация педалей в положении торможения. Нажатием на педали тяга воз­вращается в исходное положение автоматически под действием пружины.
Рукоятка 40 управления силовым (позиционным) регулятором. При перемещении рукоятки от себя до упора в маховичок-ограни­читель — орудие опускается, при перемещении на себя до упора в крайнее положение сектора — орудие поднимается. Рукоятку удерживайте в этом положении до полного подъема орудия, после чего отпустите рукоятку и она автоматически установится на фик­сатор сектора. Подробно об управлении силовым (позиционным) регулятором смотрите в разделе «Силовой (позиционный) регуля­тор».
Рычаг 41 управления задним валом отбора мощности (ВОМ). Рычаг имеет два положения: переднее—«ВОМ выключен», зад­нее — «ВОМ включен».
 
 
Рис. 8. Схема управления гидросистемой трактора МТЗ-82 (МТЗ-80).
 
Включатель 42 «массы» аккумуляторных батарей. С его по­мощью «масса» включается нажатием на горизонтальный шток и выключается. Включатель задних фар 43.
Кронштейн 44 фиксации наклона спинки сиденья водителя. Кронштейн имеет три паза, в которых может быть зафиксирована спинка в зависимости от желания водителя.
Болт 45 регулировки жесткости сиденья водителя. В зависимо­сти от веса водителя может быть увеличена или уменьшена жест­кость сиденья. Вращением болта по часовой стрелке жесткость сиденья увеличивается, против часовой — уменьшается.
Тяга 46 управления раздаточной коробкой (только для трактора МТЗ-82 и МТЗ-82Л). Схема управления раздаточной коробкой показана на рис. 42. Тяга имеет три положения: «А» — крайнее нижнее над поликом кабины (удерживается оттяжной пружиной) — «муфта свободного хода отключена»; «В» — среднее с фиксацией упором 20 в нижнем пазу стойки 12 (упор удерживает тягу от перемещения в крайнее нижнее положение) — «муфта свободного хода включе­на»; «С» — крайнее верхнее с фиксацией упором 20 в верхнем пазу стойки 12 — принудительно включен передний ведущий мост.
 
 
Рис. 9. Привод компрессора:
53 — рукоятка включения привода.
 
 
Рис. 10. Управление насосом гидросистемы:
54 — рычаг включения насоса; 55 —рукоятка рычага.
 
 
Включатель 47 (рис. 5) блока отопления (охлаждения) кабины.
Ручка 48 регулирующего крана силового (позиционного) регу­лятора. При перемещении ручки назад кран закрывается, при перемещении вперед — открывается. Подробно о регулирующем кране регулятора смотрите в разделе «Силовой (позиционный) регулятор». Для доступа к силовому регулятору предварительно откройте крышку смотрового люка под сиденьем водителя.
 

 

 
 
Рис. 11. Переключение привода двухскоростного ВОМ:
66 — поводок переключения двухскоростного независимого ВОМ.
 
 
Переключатель 49 способов регулирования регулятора. При повороте переключателя вправо (по ходу трактора) включается по­зиционное регулирование, влево — силовое регулирование.
Рукоятка 50 регулировки сиденья водителя по высоте. При вращении рукоятки по часовой стрелке сиденье поднимается, при вращении против часовой стрелки — опускается.
Рычаг 51 регулировки сиденья водителя по длине. При переме­щении рычага влево сиденье передвигается вперед или назад в зависимости от роста водителя.
Центральный переключатель 52. Переключатель имеет три по­ложения I — «выключено» (кнопка переключателя находится в крайнем переднем положении); II — «включены передние и задние габаритные огни, освещение номерного знака и контрольно-изме­рительные приборы на щитке, а также дополнительные фары на прицепной машине (кнопка выдвинута в среднее положение до щелчка»; III — «включены все нагрузки второго положения и пе­редние фары (кнопка переключателя выдвинута в крайнее заднее положение)».
Поворотный кран датчика автоматической блокировкой диф­ференциала имеет два положения (см. рис. 59): I — «блокировка включена»; II — «блокировка выключена».
Рукоятка 53 (рис. 9) включения (выключения) привода ком­прессора. Рукоятка имеет два положения: верхнее — «компрессор включен» и нижнее — «компрессор выключен». Для перевода из одного положения в другое нажмите на рукоятку и переведите в требуемое положение.
Рычаг 54 (рис. 10) и рукоятка 55 включения насоса гидросис­темы. Рычаг имеет два положения: верхнее I — «насос включен», нижнее II — «насос выключен». Для перемещения рычага оттяните рукоятку 55 вместе с фиксатором до выхода его из паза пластины и переведите в требуемое положение.
Поводок 56 (рис. 11) переключения двухскоростного независи­мого ВОМ. При повороте поводка по часовой стрелке (если смот­реть на механизм переключения снизу) включается I ступень (h=548 об/мин), при повороте против часовой стрелки — II ступень (h=1013 об/мин).