Устройство трактора МТЗ-82 (МТЗ-80)

Рис. 1-4. Трактор «Беларусь» МТЗ-80» (вид справа).
 
Колесные тракторы «Беларусь» модели МТЗ-80 (рис. 1), МТЗ-80Л (рис. 2), МТЗ-82 (рис. 3), МТЗ-82Л (рис. 4) являются универсальными сельскохозяйственными тракторами класса 1,4 т. Остов трактора состоит из полурамы (два швеллера, соединенных литым передним брусом), корпусов муфты сцепления, коробки передач, заднего моста.
 
В передней части остова устанавливается двигатель Д-240 (с электростартером) либо Д-240Л (с пусковым двигателем) мощ­ностью 75—80 л. с, задняя часть которого через лист жестко скреп­лена с корпусом муфты сцепления; спереди двигатель закреплен на переднем брусе при помощи шарнирной опоры. На переднем брусе установлены также водяной и масляный радиаторы, шторка регулирования температурного режима двигателя и гидроусили­тель рулевого управления.
 
Непосредственно за двигателем расположены механизмы сило­вой передачи: муфта сцепления с тормозком; понижающий редук­тор и коробка передач, обеспечивающие 18 передач вперед и 4 назад (на левую стенку корпуса КПП может быть установлен как дополнительное оборудование ходоуменьшитель, который в соче­тании с понижающим редуктором и КПП обеспечивает еще 4 пере­дачи вперед и 4 назад, итого 22 передачи вперед и 8 назад); задний мост с автоматической системой блокировки дифференциала, обес­печивающей три зоны блокирования при прямолинейном движении трактора, а также принудительное отключение блокировки; задний вал отбора мощности с двухскоростным независимым (548 и 1013 об/мин) и синхронным (3,5 об/метр пути) приводами; боковой вал отбора мощности (727 об/мин—без понижающего редуктора и 535 об/мин — с понижающим редуктором); приводной шкив (900 об/мин— 14,1 м/сек при ВОМ I и 1678 об/мин— 26,4 м/сек при ВОМ II) может быть установлен как дополнительное оборудо­вание на крышку заднего ВОМ с приводом от него.
 
 
Ходовая система трактора МТЗ-80 и МТЗ-80Л
 
Ходовая система трактора МТЗ-80 и МТЗ-80 Л — задние колеса ведущие, передние направляющие. Колеса снабжены пневматическими шинами низкого давления, размеры шин передних колес — 7,50—20, задних — 13,6/12—38 (как дополнительное обо­рудование могут быть установлены шины 9,5/9 — 42 и 18,4/15 —30). Передние направляющие колеса смонтированы на поворотных цапфах передней оси, установленной шарнирно в приливах перед­него бруса полурамы. Вес трактора на передние колеса передается через цилиндрические пружины, которые размещены внутри крон­штейнов выдвижных кулаков оси и обеспечивают подрессоривание передней части остова. Колея трактора переменная и может регу­лироваться в интервале от 1200 до 1800 мм; раздвижка колеи зад­них колес — силовая, с использованием мощности двигателя. Пе­редние и задние колеса защищены крыльями; крылья передних колес прикреплены к поворотным цапфам, крылья задних колес съемные и крепятся к кабине. Для увеличения сцепных качеств трактора могут быть использованы грузы задних колес и как до­полнительное оборудование полугусеничный ход. Улучшить управ­ляемость трактора при работе с тяжелыми навесными ма­шинами можно, установив на переднем брусе грузы передних колес.
 
 
Гидравлическая система тракторов МТЗ-82 и МТЗ-80
 
Гидравлическая система тракторов — раздельно-агрегатная с гидроувеличителем сцепного веса и силовым (позици­онным) регулятором — обеспечивает работу трактора с сельскохо­зяйственными орудиями как с опорными колесами, так и без них. Насос гидросистемы получает вращение от двигателя через шестерни привода ВОМ. На корпусе муфты сцепления установлен корпус гидроагрегатов — масляный бак, на котором закреплены распределитель гидросистемы, гидроувеличитель сцепного веса и механизм управления ими. Аккумулятор гидроувеличителя крепится к левому рукаву полуоси заднего колеса. Выводы от распредели­теля гидросистемы к выносным цилиндрам расположены в средней части трактора и сзади него. Основной цилиндр и силовой (пози­ционный) регулятор (устанавливается по требованию заказчика) размещены на крышке заднего моста под полом кабины. На задней стенке корпуса заднего моста расположен механизм для навеши­вания сельскохозяйственных орудий, представляющий собой шар­нирный четырехзвенник с регулируемыми по длине раскосами. Для работы с прицепными машинами на продольных тягах механизма навески устанавливается поперечина с прицепной вилкой. При транспортных работах могут устанавливаться (как дополнительное оборудование) буксирное устройство с амортизатором и гидрофицированный крюк с управлением от гидросистемы. Кроме того, трактор снабжен в качестве дополнительного оборудования вынос­ными цилиндрами с замедлительным клапаном и штуцером в сборе, разрывными муфтами с кронштейном в сборе и шлангами сцепки, предпусковым подогревателем, гидравлическим домкратом, пнев­матической системой привода тормозов прицепов, ограждением карданного вала (для МТЗ-82 и МТЗ-82Л), а также силовым (позиционным) регулятором.
 
Электрооборудование трактора МТЗ-82 и МТЗ-80
 
Электрооборудование постоянного тока с номиналь­ным напряжением 12 в представляет собой однопроводную систему (отрицательный полюс источников тока соединен с «массой»), содержащую генератор переменного тока со встроенным выпрями­телем, аккумуляторные батареи, реле-регулятор, электрофакель­ный подогреватель (только на МТЗ-80), стартер, дорожные фары, указатели поворота, стоп-сигналы, габаритные огни, электрический стеклоочиститель, блок отопления и охлаждения воздуха кабины, звуковой сигнал, плафон, семиштырьковую штепсельную розетку и розетку с переносной лампой, контрольно-измерительные прибо­ры и коммутационную аппаратуру.
Тракторы МТЗ-82 отличаются от тракторов МТЗ-80 наличием переднего ведущего моста, дополнительных узлов его привода — раздаточной коробки, промежуточного и переднего карданных ва­лов, промежуточной опоры с предохранительной муфтой, а также сошкой гидроусилителя и трубой рулевых тяг. Привод к переднему мосту тракторов МТЗ-82 осуществляется от коробки передач, чем обеспечивается синхронность оборотов передних и задних колес на всех передачах. Раздаточная коробка крепится к корпусу коробки передач справа по ходу трактора. Промежуточная опора карданных валов крепится к корпусу муфты сцепления снизу. Передний мост соединен с брусом двумя полыми осями, это позволяет мосту вме­сте с колесами качаться в поперечной плоскости. Конструкцией обеспечивается бесступенчатое изменение (с помощью винтовых механизмов) колеи передних и задних колес в пределах 1200— 1800 мм. Размеры шин передних колес 8,3/8 — 20, задних — 13,6/12—38; как дополнительное оборудование могут быть уста­новлены задние колеса только 9,5/9—42.
 
Кабина трактора МТЗ-82
 
Кабина трактора МТЗ-82 герметизированная, с жестким каркасом, крепится к шасси в четырех точках на резиновых амортизаторах, Оборудована отопительно-вентиляционной установкой, торсионным одноместным сиденьем с гидроамортизатором (сиденье регулирует­ся по росту и весу тракториста), аптечкой, емкостью для воды, плафоном, вешалками для одежды, стеклоочистителями и противосолнечным козырьком, зеркалами заднего вида. Естественная вен­тиляция кабины осуществляется через люк на крыше и открыва­ющееся заднее окно. Двери имеют устройство для фиксации в от­крытом положении во время входа в кабину (работать на тракторе с открытыми дверьми запрещается). Для удобства входа и выхода из кабины предусмотрено откидывание рулевого колеса и имеется двухступенчатая подножка с поручнями. Положение рулевого коле­са регулируется по вертикали в пределах 120 мм. Два топливных бака общей емкостью 130 л и аккумуляторные батареи вынесены из кабины. Капот двигателя крепится посредством двух рычагов к кронштейнам легкосъемной облицовки радиатора и при открыва­нии огибает облицовку, удерживаясь в открытом положении без­опасной защелкой.