Уход за коробкой передач трактора МТЗ-82 (МТЗ-80)

Уход за коробкой передач (рис. 38 и 39) заключается в периоди­ческой проверке затяжки резьбовых соединений, проверке и регули­ровке узла вторичного вала.
 
Проверка и регулировка узла вторичного вала
В узле вторичного вала регулируются конические роликопод­шипники и положение ведущей шестерни главной передачи. При сборке на заводе конические роликоподшипники регулируются так, чтобы вторичный вал, отсоединенный от зацепляющихся с ним шестерен, проворачивался моментом 0,7—0,8 кгс • м.
 
 
Рис. 38. Коробка передач (продольный разрез):
1 — первичный вал; 2 — ведущая шестерня IV и V передач; з — корпус коробки пере­дач; 4 — ведущая шестерня III передачи; 5 — заливная пробка; 6 — рычаг переключе­ния передач; 7 — крышка коробки; 8 — вторичный вал; 9 — регулировочные прокладки; 10 — стакан подшипника вторичного вала; 11 — ведомая шестерня II ступени редукто­ра; 12 — ведущая шестерня главной передачи; 13 — гайка вторичного вала; 14 — вну­тренний вал; 15 — ведущая шестерня II ступени редуктора; 16 — ведущая шестерня I ступени редуктора; 17 — промежуточная шестерня; 18 — ведомая шестерня III переда­чи; 19 — ведомая шестерня IV передачи; 20 —- ведомая шестерня V передачи и заднего хода; 21 — промежуточный вал; 22 — переднее гнездо внутреннего вала.
 
Положение ведущей шестерни определяется размером 58±0,15 мм от задней плоскости корпуса до наружного торца шестерни и обеспечивается подбором соответствующего числа регулировочных прокладок. При работе трактора подшипники изнашиваются, зазор в них постепен­но увеличивается, нарушая нормальную работу узла.
 
 
Рис. 39. Коробка передач (поперечный разрез)!
1 — кольцо стопорное; 2 — подшипник ШРО-208; 3 — кольцо пружинное; 4 — шестерня ведомая включения ходоуменьшителя; 5 — шестерня ведомая I передачи и заднего хода; 6 — шайба упорная; 7 — кольцо стопорное; 8 — шестерня скользящая I передачи и заднего хода; 9 — подшипник ШРО-50308; 10 — вал первой передачи и заднего хода; 11 — левая крышка бокового люка; 12 — прокладка крышки бокового люка; 13 — шестерня промежуточная привода переднего ведущего моста; 14 — ось промежуточной шестерни; 15 — втулка; 16 — гайка; 17 — лоток.
 
Для проверки осевого зазора снимите крышку коробки, подве­дите индикатор к торцу венца шестерни 8 вторичного вала и, перемещая его монтировкой, определите осевой люфт, соответствую­щий зазору в подшипниках. В процессе эксплуатации допускается осевой зазор в подшипниках до 0,3 мм. При дальнейшем увеличении зазора необходимо восстановить первоначальную регулировку, при­держиваясь следующего порядка:
1. Слейте масло из корпусов силовой передачи. Снимите ка­бину, разъедините тяги управления муфтой, маслопроводы основно­го гндроцилиндра, гидроаккумулятора и электропровода, идущие к расположенным в задней части трактора узлам электрооборудо­вания. После этого разъедините коробку передач с задним мостом, помня, что два болта крепления расположены внутри коробки и для доступа к ним требуется снять правую крышку корпуса.
2. Расшплинтуйте корончатую гайку 13 (рис. 38) крепления ведущей шестерни главной передачи и, постепенно заворачивая ее до совпадения прорези на гайке с отверстием на валу 8 под шплинт, обеспечьте натяг в конических подшипниках, соответствующий со­противлению 0,7—0,8 кгс • м при проворачивании вторичного вала.
3. В случае замены изношенной конической шестерни 12 новой положение ее регулируется по размеру 58±0,15 путем подбора соответствующего числа регулировочных прокладок 9, устанавли­ваемых под фланец стакана 10.
При хорошем прилегании зубьев шестерен (пятно контакта) не устанавливайте дополнительно более чем по одной прокладке 9 тол­щиной 0,2 мм под фланец стакана, даже в случае занижения размера 58±0,15, так как это может нарушить приработку зубьев.
По окончании регулировки надежно зашплинтуйте корончатую гайку 13, соедините коробку передач с задним мостом, установи­те снятые детали и заправьте силовую передачу смазкой.