Уход за гидроусилителем рулевого управления трактора МТЗ-82/80

Уход за гидроусилителем трактора МТЗ-82/80 заключается в наблюдении за герметичностью уплотнений и штуцерных соединений, состоянием трубопроводов, в своевременной доливке и замене масла, промывке сливного масляного фильтра, периодическом подтягивании наружных резьбовых соединений и гаек крепления сектора и сошки, проверке и регулировке свободного хода рулевого колеса (допускается не более 30°).
 
Промывка сливного масляного фильтра и подтяжка гайки крепления сектора
Для промывки масляного фильтра и подтяжки гайки крепления сектора выполните следующее (рис. 58):
1. Поднимите облицовку.
2. Отсоедините подводящий маслопровод 21, отверните болты крепления крышки к корпусу и при помощи двух демонтажных бол¬тов снимите крышку 24.
3. Отсоедините маслопровод 15, выверните редукционный клапан 19 и снимите сливной фильтр 20.
4. Промойте фильтр в чистом дизельном топливе.
5. Подтяните гайку крепления сектора 23.
6. Установите фильтр и проделайте операции в последовательности, обратной разборке.
7. Заверните регулировочный болт 22, предварительно ослабив контргайку болта, в крышку до упора в торец поворотного вала, затем отверните на 1/10—1/8 оборота и надежно законтрите контргайкой.
 
 
Заливка, проверка уровня и замена масла
 
Проверку уровня, доливку и замену масла призводите согласно рекомендациям карты смазки.
Категорически запрещается работа трактора, если уровень масла меньше нижней риски на масломере.
Полностью заправленный бак улучшает температурный режим работы гидроусилителя, предохраняет масло от вспенивания и старения и повышает срок службы узлов.
При замене масла промывайте заливной фильтр. После замены масла запустите двигатель и несколько раз поверните от упора до упора направляющие колеса, снова проверьте уровень масла и при необходимости долейте до верхней метки масломера.
 
Регулировка гидроусилителя рулевого управления
 
Для регулировки зацепления червяк — сектор ослабьте болт крепления регулировочной втулки 10 (рис. 57), заведите в паз фланца втулки ключ, поверните втулку по часовой стрелке (по ходу трактора) до упора при среднем положении сошки 9, затем против часовой стрелки на 5—6 мм по наружному диаметру фланца. Затяните болт крепления втулки, заведите двигатель и убедитесь в отсутствии заеданий при повороте рулевого колеса в обе стороны до упора. При необходимости увеличьте зазор в зацеплении, поворачивая втулку против часовой стрелки до исключения заеданий.
Для регулировки зацепления сектор — рейка уменьшите толщину набора регулировочных прокладок 16 (рис. 58) под фланцем упора 14 до получения зазора 0,1—0,3 мм между упором и рейкой. При проверке зазора поджимайте рейку к сектору.
 
Затяжка сферической гайки червяка
 
Правильная затяжка упорных подшищшков 22 (рис. 57) сферической гайкой червяка 19 является важнейшим условием нормальной работы гидроусилителя. Чрезмерное поджатие гайки может вызвать перекос золотника и неравномерное усилие поворота. Перед затяжкой гайки закрепите распределитель на корпусе гидроусилителя двумя болтами, предварительно подложив под головки болтов шайбы на толщину фланца крышки (рис. 61). Затяните гайку червяка моментом 2 кгс*м, отверните ее на 1/12—1/10 оборота до совмещения отверстия в червяке с прорезью под шплинт гайки и зашплинтуйте гайку. Выверните два болта крепления распределителя к корпусу, установите крышку и надежно закрепите распределитель на гидроусилитель.
 
 
Рис. 61. Установка распределителя и затяжка сферической гайки:
1 — сферическая гайка; 2 — шайба; 3 — ползун.
 
Регулировка предохранительного клапана
 
В нагнетательную магистраль от насоса к клапанной крышке или вместо пробки 25 (рис. 58) подсоедините манометр со шкалой не менее 100 кгс/см2. Поверните рулевое колесо до упора, дайте двигателю максимальные обороты и поворачивайте регулировочный винт предохранительного клапана до тех пор, пока манометр не покажет давление 80 кгс/см2. После регулировки клапана законтрите колпачок 26 проволокой. Регулировку производите при температуре масла +50°С±5.