Раздельно-агрегатная гидравлическая система тркатора МТЗ-82/80
Раздельно-агрегатная гидравлическая система трактора МТЗ-82/80 с гидроувеличителем сцепного веса (ГСВ) и силовым (позиционным) регулятором обеспечивает работу трактора с навесными орудиями как с опорными колесами, так и без них. При агрегатировании трактора с орудиями без опорных колес может быть использован силовой или позиционный способ регулирования; при этом управление гидросистемой и положением орудия производится одной рукояткой регулятора (см. «Указания по работе трактора с использованием силового регулятора»). При агрегатировании трактора с орудиями, имеющими опорные колеса, используется высотный способ регулирования (с включенным или выключенным ГСВ); при этом управление гидросистемой производится рукоятками распределителя и ГСВ, а регулирование положения орудия — перестановкой по высоте опорных колес (см. «Указания по работе трактора с использованием ГСВ и без ГСВ»).
Рис. 62. Привод масляного насоса гидравлической системы:
1 — корпус гидроагрегатов; 2 и 5 — шарикоподшипники; 3 — шестерня привода насоса; 4 и S — стопорные кольца; 6 — стакан; 7 — кольцо уплотнительное; 9 — насос; 10 — всасывающий патрубок; 11 — промежуточная шестерня; 12 — стопорный болт; 13 — вилка; 14 — вал управления; 15 — пластина фиксатора; 16 — рукоятка включения; 17 — шлицевая втулка.
Масляный насос гидравлической
С навесными орудиями, имеющими опорные колеса, могут также использоваться комбинированные способы регулирования: высотный с силовым и высотный с позиционным. При использовании комбинированных способов, управление гидросистемой производится рукояткой регулятора, а регулирование положения орудия перестановкой по высоте опорных колес. Универсальная гидронавеспая система состоит из корпуса гидроагрегатов (масляного бака) с фильтром, насоса, распределителя, цилиндров, гидравлического увеличителя сцепного веса, силового (позиционного) регулятора, гидроаккумулятора, механизма для навески машин, запорных устройств, разрывных муфт.
Рис. 63. Масляный насос трактора МТЗ-82/80 гидравлической системы:
1 — корпус; 2 — манжеты уплотнения вала ведущей шестерни; 3 — центрирующая втулка; 4 — ведущая шестерня; 5 — уплотиительиое кольцо; 6 — крышка; 7 — манжеты торцового уплотнения; 8 — платики; 9 — ведомая шестерня; Б — всасывающее отверстие; А — нагнетательное отверстие.
Агрегаты гидросистемы размещены в различных местах трактора МТЗ-82/80 и соединены между собой металлическими трубопроводами и гибкими шлангами.
Масляный насос гидросистемы правого вращения (рис. 63) имеет привод от двигателя через вал привода ВОМ и промежуточную шестерню (рис. 62).
Распределитель (рис. 64) направляет поступающий от насоса поток масла в соответствующую полость силового цилиндра, автоматически переключает насос на холостой ход по окончании рабочей операции и предохраняет систему от перегрузок.
На тракторах без силового регулятора устанавливается распределитель, который имеет следующие отличия от показанного на рис. 64: отсутствует клапан 8 и пружина 9; вместо штуцера 31 установлена заглушка; в корпусе имеется отверстие, сообщающее каналы С и Д возле штуцера.
Следует иметь в виду, что на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 распределитель не имеет фиксации золотников в позиции «опускание». Для принудительного опускания рабочих органов сельскохозяйственной машины (навески) рычаги придерживайте рукой до окончания опускания.
Силовые цилиндры (рис. 65) служат для подъема или опускания навесных машин и управления рабочими органами прицепных гидрофицированных машин.
Распределитель
Рис. 64. Распределитель:
1 — нижняя крышка; 2 — рычаг золотника; 3— золотник; 4 — упор; 5 — уплотнптельное кольцо; б — направляющая перепускного клапана; 7 — пружина; 8 — клапан; 9 — пружина клапана; 10 — перепускной клапан; 11 — гнездо перепускного клапана; 12 — гнездо предохранительного клапана; 13 — предохранительный клапан; 14 — направляющая клапана; 15 — пружина; 16 — регулировочный вннт предохранительного клапана; 17 — колпачок; 18 — обойма фиксатора; 19 — фиксатор; 20 — фиксаторная втулка; 21 — пружина фиксатора; 22 — стакан; 23 — пробка; 24 — пружина золотника; 25 — верхняя крышка; 26 — корпус; 27 — гильза золотника; 28 — толкатель; 29— пробка; 30 — регулировочный виит; 31 - штуцер; 32 — пружина толкателя; 33 — направляющая клапана бустера; 34 — клапан; 35 —гнездо клапана; 36 — нижнее кольцо; 37 — верхнее кольцо; D, С — масляные каналы.
Трактор МТЗ-82/80 комплектуется силовыми цилиндрами двух типоразмеров: основной цилиндр с диаметром поршня 100 мм установлен в комплекте с механизмом навески; два выносных цилиндра с диаметром поршня 75 мм являются дополнительным рабочим оборудованием.
При работе с навесными машинами, не требующими ограничения хода штока, упор 17 основного цилиндра механизма навески необходимо установить в крайнее положение и развернуть так, чтобы он не нажимал на хвостовик клапана 14.
Рис. 65. Силовой цилиндр трактора МТЗ-82/80:
1 — палец; 2 — быстросъемный шплинт; 3 — гайка; 4 — шток; 5 — поршень; 6 — задняя крышка; 7 — шпилька; 8, 10, 11, 13 и 19 — резиновые уплотнительные кольца; 9 — маслопровод; 12 — корпус цилиндра; 14 — гидромеханический клапан; 15 — заглушка; 16 — вилка штока; 17 — упор; 18 — чистики; 20 — передняя крышка; А и Б — полости цилиндра.
Шланги силовых цилиндров подсоединяются к металлическим маслопроводам гидросистемы с помощью запорных устройств (см. рис. 74).
Запорное устройство предотвращает вытекание масла и попадание грязи при разъединении маслопроводов и шлангов.
Разрывные муфты (см. рис. 75) используют при работе трактора с прицепными машинами, имеющими гидравлическое управление.
Муфты вместе с кронштейном являются дополнительным рабочим оборудованием. Устанавливаются муфты на сельскохозяйственной машине и служат для автоматического разъединения шлангов без разрыва и потерь масла при возникновении случайных рывков (самопроизвольное отсоединение машины и т. п.).
Гидроувеличитель сцепного веса
Рис. 66. Гидроувеличитель сцепного веса:
1 — корпус; 2 — большой плунжер; 3 — предохранительный клапаи; 4 — золотник; 5 — пружина предохранительного клапана; 6 — гайка; 7 — малый плунжер; 8 — регулировочная пружина; 9 — фигурная гайка; 10 — болт; 11 — регулировочный болт; 12 — передняя крышка: 13 — уплотиительное кольцо; 14 — маховичок; 15 — наружный рычаг; 16 — внутренний рычаг; 17 — ось рычагов; 18 - сепаратор; 19 — шарик; 20— обойма фиксатора; 21 — пружина ползуна; 22 — ползун; 23 — шарик запорного клапана; 24 — пружина запорного клапана; 25 — штуцер; 26 — толкатель клапана; 27 — задняя крышка; 28 — обратный клапан.
Гидравлический увеличитель сцепного веса (ГСВ) (рис. 66) с гидроаккумулятором позволяет повысить производительность тракторного агрегата и уменьшить расход горючего за счет снижения буксования задних колес трактора, особенно на влажных и рыхлых почвах.
Пользоваться ГСВ для увеличения сцепного веса необходимо при работе трактора с навесными почвообрабатывающими и посевными машинами, которые позволяют создать давление подпора в подъемной полости цилиндра механизма навески (пахота, сплошная культивация, сев, посадка картофеля, междурядная обработка и т. д.).
Рис. 67. Пружинный гидроаккумулятор:
1 — болт; 2 — передняя крышка; 3 — цилиндр; 4 — кожух; 5 — пружина; б — шток; 7 —защитное кольцо; 8 — поршень; 9 — уплотннтельное кольцо; 10 — пробка.
* Регулятор устанавливается иа трактор только по заказу потребителя.
ГСВ следует также использовать при переездах с навесными машинами и при работе с прицепными машинами с целью повышения герметичности гидросистемы и предотвращения самопроизвольного перемещения поршня в цилиндре механизма навески.
Гидроувеличитель установлен на корпусе гидроагрегатов рядом с распределителем. Работа ГСВ показана на рис. 68.
Рис. 68. Схема работы гидравлической системы с гидроувеличителем сцепиого веса:
1 - пружинный аккумулятор; 2 - гидроувеличитель; 3 - цилиндр; 4 - распределитель; 5 - насос; 6 - бак; I — «заперто»; II - «выключен»; III — «включен»; IV — «сброс давления».
Гидроаккумулятор (рис. 67) установлен на рукаве левого заднего колеса и предназначен для восполнения утечек масла и создания подпора в заднем цилиндре.
Силовой (позиционный) регулятор* 1 (рис. 69) установлен на кронштейне заднего цилиндра и соединен трубопроводами с распределителем и ГСВ и шлангами с гидроцилиндром. С левой (по ходу трактора) стороны регулятор через переключатель 2 соединен тягами 3 и 4 с датчиками регулирования.
Установка и управление силовым регулятором
Рис. 69. Установка и управление силовым (позиционным) регулятором:
а — вид сбоку; б — вид сзади (по стрелке К); 1 — регулятор; 2 — переключатель; 3 — тяга силового регулирования; 4 — тяга позиционного регулирования; 6 — рукоятка; 33 — рычаг силового регулирования; 34 — рычаг позиционного регулирования; 35 — зубчатая пластина; 36 — сектор управления; 37 — пластинчатая пружина; 38 — короткий рычаг; 39 — длинный рычаг; 40 — тяга; 41 — гайка; 42 — палец; 43 — муфта; 44 — гайка; 45 — муфта; 46 и 47 — гайки; 48 — маховичок-ограничитель; 49 — муфта; 50 — рычаг; 51 — фиксатор; 52 — фиксирующее устройство; 53 — пружина; 54 — левая крышка.
Управление регулятором производится рукояткой 6, расположенной справа от сиденья водителя. При силовом и позиционном регулировании рукоятка фиксируется зубчатой пластиной 35 на секторе управления 36 в заданном положении. Для выключения из работы регулятора рукоятка устанавливается на фиксатор 51.
Рис. 70. Силовой (позиционный) регулятор:
2—переключатель; 7 — корпус регулятора; 8—гильза; 9 — золотник; 10— гайка гильзы; 11 — винт гнльзы: 12 — гайка золотника; 13 — винт золотника; 14 — упорный подшипник; 15 — пружина; 17 — обратный клапан; 20 — кран; 21 — ручка крана; 24 — крышка; 25 — обратный клапан; 29 — стопорное кольцо; 30 — муфта; 31 — фиксатор; 32 — запорный клапан; 33 — рычаг силового регулирования; 34 — рычаг позиционного регулирования.
Конструкция регулятора показана на рис. 70. В корпусе 7 расположена подвижная гильза 8, а в гильзе, концентрично ей,— золотник 9. Гильза соединена стопорным кольцом 29 с ходовой гайкой 10, фиксированной от вращения выступами, заходящими в пазы корпуса. Ходовая гайка 10 установлена на винте 11, наружный конец которого рычажной передачей связан с рукояткой 6 (рис. 69). Золотник упирается торцом в ходовую гайку 12 (рис. 70), также фиксированную от вращения и установленную на винте 13, на наружном конце которого находится переключатель 2. На обоих винтах расположены упорные подшипники 14 (рис. 70). Внутри золотника находится распорная пружина 15, поджимающая золотник к торцу ходовой гайки 12, а подшипники 14 через гайки 10 и 12 — к внутренним плоскостям крышек. В корпусе 7 находится обратный клапан 17, регулирующий кран 20, управляемый ручкой 21, и запорный клапан 32. Второй обратный клапан 25 расположен в крышке 24, закрепленной к корпусу 7 болтами.
Переключатель 2 состоит из муфты 30, жестко соединенной с винтом 13, и фиксатора 31. В среднем положении фиксатора рычаги 33 и 34 свободно вращаются на муфте 30 при перемещении тяг 3 и 4 (рис. 69), не вызывая вращения, винта 13 (рис. 70). При повороте ручки фиксатора 31 влево или вправо (по ходу трактора) муфта 30 блокируется соответственно с рычагом 33 или с рычагом 34, передавая вращение соответствующего рычага на винт 13.
Работа регулятора показана на рис. 71. Золотник 9 под воздействием силовой тяги 3 или позиционной тяги 4 (в зависимости от включенного способа регулирования) устанавливается в нейтральное положение относительно гильзы 8. Положение гильзы задается рукояткой 6. В нейтральном положении золотника перепускной клапан 55 распределителя полностью открыт, и поток масла от насоса через распределитель направляется в масляный бак на слив. Полость подъема гидроцилиндра в этом положении заперта золотником 9 и обратными клапанами 17 и 25 — орудие находится в заданном положении.
Схема работы гидравлической системы
Рис. 71. Схема работы гидравлической системы с силовым (позиционным) регулятором:
а — коррекция на подъем; б — коррекция на опускание; 3 — силовая тяга; 4 — позиционная тяга; 6 — рукоятка управления; В — гильза; 9 — золотник; 11 — обратный клапан; 20 — регулировочный кран; 25 — обратный клапан; 37 и 53 — пружины датчика; 55 — перепускной клапан; 56 — поворотный рычаг; 57 — полость подъема цилиндра!
При силовом регулировании отклонение положения орудия от заданного вызовет изменения тягового сопротивления орудия, а значит, и изменение деформации пружин датчика 37 и 53. Полученный сигнал через рычаги и тяги передается на золотник 9, который перемещается в ту или иную сторону от нейтрального, фиксированного рукояткой 6, положения гильзы. В одном случае перемещение золотника вызывает частичное или полное (в зависимости от регулировки крана 20) закрытие перепускного клапана 55 распределителя и направление потока масла от насоса через оба обратных клапана регулятора в полость подъема 57 гидроцилиндра — происходит коррекция на подъем (рис. 71, а); в другом случае перемещение золотника вызывает соединение полости подъема цилиндра со сливом— происходит коррекция на опускание (рис. 71, б). В обоих случаях движение поршня гидроцилиндра будет автоматически направлено в сторону, соответствующую исправлению отклонения фактического положения орудия от заданного.
При позиционном регулировании отклонение положения орудия от заданного вызовет вращение поворотного рычага 56; полученный сигнал передается на золотник 9, перемещение которого направлено, как и при силовом регулировании, в сторону исправления положения орудия.
Поворот ручки 21 (рис. 70) регулирующего крана 20 определяет положение перепускного клапана распределителя при коррекции на подъем. Чем больше закрыт кран, тем больший поток масла поступает на слив через распределитель при коррекции и тем меньше скорость коррекции.
При высотном регулировании рукоятка 6 (рис. 71) устанавливается на фиксатор 51 (рис. 69) (выключение регулятора).