Топливный насос трактора МТЗ-82 (МТЗ-80)

На двигателях Д-240 и Д-240Л трактора МТЗ-82 (МТЗ-80) установлен четырехплунжерный топливный насос УТН-5 (рис. 29).
Насос размещен с левой стороны двигателя и приводится в дей­ствие от коленчатого вала через распределительные шестерни.
Через малый венец шестерни привода топливного насоса осуще­ствляется привод компрессора пневматической системы привода тормозов прицепа. С целью ограничения осевого перемещения шес­терни привода топливного насоса введено специальное устройство (рис. 30).
 
 
Рис. 29. Топливный насос трактора МТЗ-82 (МТЗ-80):
1 — корпус топливного насоса; 2 —стакан подшипника; 3 — пробка для контроля уров­ня масла; 4 — подкачивающий насос; 5 — поворотный угольник; 6 — эксцентрик; 7 — кулачковый вал; 8 — шайба; 9 — маслоотра­жатель; 10 — сальник; 11 — технологиче­ская пробка; 12 — плита крепления топлив­ного насоса; 13 — канал для подвода масла к шестерне привода топливного иасоса; 14 — сливная трубка: 15 — фланец устано­вочный; 16 — шлицевая втулка; 17 — гайка валика; 18 — ось ролика; 19 — ролик толка­теля; 20 — корпус толкателя; 21 — регулировочный болт с контргайкой; 22 — тарелка пружины; 23 — пружина плунжера; 24 — верхняя тарелка; 25 — поворотная гильза; 26 — рейка; 27 — зубчатый венец; 28 — проб­ка; 29 — пробка; 30 — плунжер; 31 — втул­ка плунжера; 32 — прокладка; 33 — седло нагнетательного клапана; 34 — нагнетатель­ный клапан; 35 — пружина нагнетательного клапана; 36 — штуцер нажимной; 37 — за­жим; 38 — перепускная трубка; 39 — крыш­ка бокового люка; 40 — трубка подвода чи­стого топлива к насосу; 41 — канал для подвода топлива к плунжерным парам; 42 — пружина перепускного клапана; 43 — перепускной клапан; 44 — канал для отвода отсеченного топлива; 45 — корпус регулято­ра; 46 — пробка заливная; 41 — регулиро­вочный винт; 48 — рычаг управления пода­чей топлива; 49 — пробка слнвная; 50 — ка­нал для подвода масла в корпус насоса.
 
Регулировка осевого зазора шестерни привода топливного насоса
 
Регулировку осевого зазора шестерни привода топливного насо­са производите при замене (перестановке) на двигателе топливного насоса или крышки люка. Для этого отпустите контргайку 1 (см. рис. 30), заверните регулировочный болт 2 до упора в планку 5. а затем отверните его на 1/3—1/2 оборота и законтрите контргайкой.
В процессе эксплуатации двигателя дополнительная регулиров­ка осевого зазора шестерни привода топливного насоса не тре­буется.
 
Регулировка топливного насоса
Регулировка скоростного режима
 
Ограничение и регулировка скоростного режима двигателя мо­гут осуществляться регулировочным винтом 47 (см. рис. 29), ввер­нутым в прилив корпуса регулятора. Винт ограничивает перемеще­ние рычага управления и тем самым определяет натяжение пружи­ны регулятора. Регулировочный винт фиксируется контргайкой и пломбируется.
 
 
Рис. 30. Привод топливного насоса:
1 — контргайка; 2— регулировочный болт; 3 — планка; 4 — шестерня привода топливного на­соса и компрессора.
 
Техническая характеристика топливного насоса УНТ-5 трактора МТЗ-82 (80)
 

Марка

УТН-5

Число насосных секций

4

Порядок работы секций

1—3—4—2

Направление вращения кулачкового вала

Правое

Диаметр плунжера, мм

8,5

Ход плунжера, мм

8

Тип подкачивающего насоса

Поршневой, с приводом от эксцент­риковой шейки кулачкового вала

Тип насоса ручной подкачки

Поршневой, смонтированный на под­качивающем насосе

Вес (сухой), кг

14

Угол начала подачи топлива секции по мениску до верхней мертвой точки толкателя, град.

57 ±1

Давление, развиваемое помпой при но­минальных оборотах и полностью за­глушённом выгодном трубопроводе, кгс/см2

Не менее 1,7

Давление в головке насоса при номи­нальных оборотах, кгс/см2

0,71,2

 

Регулировочные параметры топ ливного насоса на стенде

 

Начало действия регулятора при чис­ле оборотов кулачкового вала насоса в минуту

1115—1125

Номинальное число оборотов вала на­соса в минуту

1100

Производительность насоса на безмоторном стенде при номинальном числе оборотов, кг/час

16,7—17,1

Неравномерность подачи топлива меж­ду секциями при номинальном числе оборотов, %

Не более 6

Максимальное число оборотов холос­того хода в минуту

1160 + 10

Производительность насоса при макси­мальных оборотах холостого хода, кг/час

Не более 6,4

Неравномерность подачи топлива при максимальных оборотах холостого хода, %

Не более 30

Степень коррекции топливоподачи при 850 об/мин кулачкового вала к топливоподаче при номинальных оборотах, %

1522

Цикловая подача топлива при 40—50 об/мин кулачкового вала, мг/цикл

Не менее 120

Полное автоматическое выключение подачи топлива через форсунки при об/мин

Не более 1210

 

 
 
 
Рис. 31. Регулятор топливного насоса:
1 — прокладка; 2 — упорный шарикоподшипник; 3 — сухарь; 4 — упорная шайба; 5 — стопорная шайба, 6 — ступнца грузов; 7 — ось груза; 8 — корректор в сборе; 9 — ось рычага управления; 10 — пружина обогатителя; 11 — рычаг пружины: 12 — пружина регулятора; 13 — болт; 14 — крышка регулятора; 15 — тяга рейки; 16 — сапун в сборе; 17 — болт сапуна; 18 — палец рычага; 19 — основной рычаг; 20 — жесткий упор; 21 — контргайки; 22 — регулировочный винт; 23 — стяжной болт; 24 — промежуточный рычаг; 25 —ролик рычага; 26 — ось ролика; 27 — корпус регулятора; 28 — муфта регулятора со втулкой в сборе; 29 — ось рычага; 30 — втулка рычага; 31 — грузы регулятора; 32 — упорный шарикоподшипник; 33 — спускная пробка; 34 — уплотиительиое кольцо.
 
Для получения более высокого числа оборотов начагла действия регулятора (для повышения номинальных оборотов) выверните винт, для уменьшения — вверните его. Один оборот винта изменяет скоростной режим примерно на 30—50 оборотов.
В случае затруднения регулировки начала действия регулятора описанным выше способом скоростной режим регулируйте измене­нием жесткости пружины регулятора 12— увеличением или умень­шением числа рабочих витков с помощью серьги (рис. 31).
 
Регулировка количества и равномерности подачи топлива секциями насоса
 
Количество подаваемого топлива и равномерность подачи сек­циями насоса регулируются па специальном стенде путем поворота гильзы (а следовательно, и плунжера) относительно зубчатого вен­ца при ослабленном стяжном винте. При повороте гильзы влево по­дача топлива увеличивается, при повороте вправо — уменьшается. Некоторую подрегулировку часовой производительности насоса можно осуществить с помощью болта номинала 20. При вворачива­нии болта (внутрь корпуса) максимальная часовая производитель­ность увеличивается, при выворачивании болта — уменьшается.
Помните, что регулировка топливоподачи винтом номинала мо­жет привести к изменению скоростного режима регулятора и вели­чины обогащения подачи при пусковых оборотах. Поэтому после ре­гулировки часовой подачи обязательно проверьте и при необходи­мости уточните регулировку начала действия регулятора и других параметров.
 
 
Регулировка угла начала подачи топлива
 
Регулировка угла начала подачи производится регулировочным болтом толкателя по мениску топлива в моментоскопе, приверну­том к штуцеру насоса.

 

 
Уход за топливным насосом
 
Через каждые 60 часов работы трактора проверяйте уровень мас­ла в корпусе насоса. Периодически, через каждые 960 часов работы трактора, промывайте набивку сапуна (не разбирая его). При нару­шении регулировок насоса и выявлении неисправностей в работе на­сос должен быть снят с двигателя и проверен на стенде.
Снятие и установка топливного насоса, а также его проверка и регулировка должны производиться только опытным механиком. Не рекомендуется регулировка насоса и форсунок, а также замена их деталей в полевых условиях.
 
Смазка топливного насоса и регулятора
 
Смазка топливного насоса и регулятора общая, так. как полости корпуса насоса и регулятора соединены, между собой отверстием. Для смазки применяется то же дизельное масло, что и для двигате­ля. Смену масла в корпусе топливного насоса производите согласно рекомендациям таблицы смазки.