Система питания трактора МТЗ-82 (МТЗ-80)

Система питания трактора МТЗ-82 (МТЗ-80) состоит из двух основных частей: системы по­дачи воздуха в цилиндры двигателя и системы подачи топлива (рис. 22).
 
Уход за воздухоочистителем
 
1. Во избежание повреждения капроновых фильтрующих эле­ментов запрещается для облегчения запуска двигателя при низкой температуре подогревать воздух перед воздухоочистителем (рис. 23) открытым пламенем (паяльная лампа, факел и т. п.).
2. Через каждые 120 часов при работе в нормальных условиях, через 20 часов при работе в условиях сильной запыленности возду­ха (культивация, боронование, сев, пахота пара) и через 480 часов в условиях снежного покрова снимите поддон, слейте грязное мас­ло, промойте внутреннюю ванну и кольцевую полость поддона, за­лейте свежее масло до уровня кольцевого пояска на поддоне.
Переполнение поддона маслом выше пояска не рекомендуется.
Для заправки воздухоочистителя применяйте дизельное масло.
При установке поддона обязательно проверяйте состояние рези­нового уплотнительного кольца.
Периодически осматривайте фильтр грубой очистки воздуха и при необходимости очищайте заборную сетку, через которую по­ступает воздух, и щели для выбрасывания пыли.
При работе в условиях засоренности воздуха крупными части­цами, например половой, надевайте на фильтр грубой очистки воз­духа марлевый мешок.
3. Через каждые 480 часов работы двигателя промойте воздухо­очиститель, для чего:
а) снимите с двигателя воздухоочиститель, снимите поддон, очистите его;
б) очистите центральную трубу воздухоочистителя от грязи;
в) промойте корпус воздухоочистителя с капроновыми элемен­тами в дизельном топливе, дайте топливу стечь, продуйте воздухом, обеспечив полное удаление топлива, установите на место;
 
Рис. 23. Воздухоочиститель:
1 — чашка; 2 — кольцо уплотвительное; 3 — фильтрующий элемент нижний; 4 — фильтрующий элемент верхний; 5 — обойма; 6 — головка воздухоочистителя; 7 — патрубок; 8 — патрубок верхний; 9 — сетка; 10 — завихритель; 11 — разделитель; 12 — колпак; 13 — барашек; 14 — щель; 15 — шпилька; 16 — фланец опорный; 17 — палец; 18— труба внутренняя; 19 — патрубок головки воздухоочистителя; 20 — корпус воздухоочистителя; 21 — стопор обоймы; 22 — болт стяжной; 23 — поддон.
 
г) заполните поддон маслом до уровня кольцевого пояска и ус­тановите его на двигатель;
д) проверьте герметичность всех соединений.
 
 
Рис. 24. Устройство аварийного останова двигателя:
1 — переходной патрубок впускного тракта; 2 — пружина; 3 — рычаг воздушной заслонкп; 4 — заслонка; 7 — положение рычага при открытой заслонке; 11 — положение рычага при за­крытой заслонке,
 
Для аварийной остановки двигателя в переходном патрубке впускного тракта устанавливается заслонка 4 (рис. 24), управление которой осуществляется с места тракториста. При поворачивании рычага по часовой стрелке до упора (положение II) заслонка пере­крывает впускной тракт, а после остановки двигателя пружина 2 возвращает заслонку в исходное положение.
 
Хранение и фильтрация топлива
Заправка топливного бака
 
В качестве топлива для двигателей Д-240 и Д-240Л применяют дизельное топливо или топливо для быстроходных дизелей.
При температуре выше +5° С применяют летнее дизельное то­пливо, а при более низких температурах — зимнее и арктическое ди­зельное топливо (см. раздел «Особенности эксплуатации трактора в зимних условиях и уход за ним»).
Перед заправкой в топливный бак топливо должно отстояться в течение 48 часов (не менее), для чего необходимо иметь достаточ­ное количество емкостей.
 
Осадок механических примесей и воды периодически спускайте из емкостей через сливной краник.
Топливо из бочек выкачивайте, не опуская шланг ниже 75 мм до дна бочки.
Топливный бак заполняйте топливом в конце рабочего дня.
Ведра, воронки и шланги храните в наглухо закрывающемся ящике, содержите в чистоте и перед заправкой промывайте дизель­ным топливом.
 
 
Уход за топливным баком
 
1. Во время заправки бака топливом прочищайте отверстия для прохода воздуха в пробке заливной горловины.
2. Не оставляйте открытой заливную горловину.
3. Не допускайте полного расходования топлива из бака.
 
Заполнение системы топливом
 
В том случае, если в топливную систему попал воздух, ее нужно заполнить топливом, одновременно удаляя воздух следующим об­разом: при открытом проходном кранике главного топливопровода откройте пробку для удаления воздуха из корпуса топливного на­соса и продувочный вентиль на фильтре тонкой очистки топлива. При помощи насоса для ручной подкачки топлива прокачайте топ­ливную систему, закрывая последовательно, по мере появления топ­лива без пузырьков воздуха, вентиль на фильтре тонкой очистки и пробку на корпусе топливного насоса.
 
Уход за топливным фильтром грубой очистки (отстойником)
 
Через каждые 60 часов работы двигателя (техническое обслужи­вание № 1) необходимо сливать отстой. Для этого:
1. Тщательно очистите от грязи и пыли наружные поверхности фильтра грубой очистки (рис. 25).
2. Отверните резьбовую пробку и слейте отстой до появления чистого топлива.
Через каждые 960 часов работы двигателя (техническое обслу­живание № 3) промывайте фильтр грубой очистки (отстойник) в следующем порядке:
1. Закройте краник топливного бака.
2. Тщательно очистите от грязи и пыли наружные поверхности фильтра.
3. Отверните болты и снимите нажимное кольцо и стакан.
 
 
Рис. 25. Топливный фильтр грубой очистки (отстойник):
1 — стакан; 2 — успокоитель; 3 — фильтрующий элемент; 4 — распределитель; 5 — нажимное кольцо; 6 — болт; 7 — корпус фильтра; 8 — болт поворотного угольника подводящего отвер­стия; 9 — болт поворотного угольника отводящего отверстия; 10 — защитная втулка (только для транспортировки); 11 — прокладка; 12 —сливная пробка.
 
4. Выверните фильтрующий элемент и снимите распределитель.
5. Промойте фильтрующий элемент и распределитель в дизель­ном топливе, после чего поставьте распределитель и заверните филь­трующий элемент ключом до отказа.
6. Промойте стакан фильтра и, проверив состояние прокладки, установите стакан на место.
После промывки фильтра заполните топливную систему топли­вом.
 
Уход за фильтром тонкой очистки топлива
 
Через каждые 240 часов работы двигателя необходимо сли­вать отстой из корпуса фильтра тонкой очистки (рис. 26).
Срок службы фильтрующих элементов фильтра тонкой очистки зависит от чистоты топлива.
 
 
Рис. 26. Фильтр тонкой очистки топлива:
1 — корпус фильтра; 2 — защитная втулка; 3 — болт поворотного угольника; 4 — фильтрую­щий элемент в сборе; 5 — трубка отвода воздуха; 6 — прокладка; 7 — крышка фильтра; 8 — пробка коническая; 9 — шарик; 10 — штуцер продувочного вентиля; 11 — гайка; 12 — игла продувочного вентиля в сборе; 13 — гайка; 14 — уплотнитель; 15 — спускная пробка.
 
Для замены фильтрующих элементов фильтра тонкой очистки топлива выполните следующие операции:
1. Тщательно очистите от пыли и грязи наружные поверхности фильтра.
2. Слейте топливо из корпуса фильтра, отвернув спускную проб­ку 15.
3. Отверните четыре гайки 13 крепления крышки, снимите крыш­ку с фильтрующими элементами и уплотнителем.
4. Отсоедините уплотнитель 14 от фильтрующих элементов.
5. Промойте чистым дизельным топливом корпус, крышку фильтра и уплотнитель.
6. Соберите фильтр с новыми фильтрующими элементами.
7. Заполните систему топливом.