Система охлаждения трактора МТЗ-82 (МТЗ-80)

Охлаждение двигателя водяное, с принудительной циркуляцией воды.
 
Уход за системой охлаждения
 
Для нормальной работы системы охлаждения двигателя выпол­няйте следующее:
1. Заполняйте систему охлаждения чистой мягкой водой, лучше всего дождевой (снеговой). Жесткую воду смягчайте кипячением или добавкой б—7 г каустической соды или 10—12 г кальциниро­ванной соды на 10 л воды.
2. Заполняйте радиатор до уровня горловины верхнего бака и при работе не допускайте понижения уровня воды ниже чем на 8 см от верхней плоскости заливной горловины.
3. Следите за температурой воды (75—-95° С). Не разрешается работать при кипении воды в радиаторе.
4. При повышении температуры воды выше нормальной про­верьте уровень воды в радиаторе, герметичность радиатора, натя­жение ремня вентилятора и чистоту сердцевины радиатора.
5. Не допускайте течи воды в шланговых соединениях и через сальник крыльчатки водяного насоса (рис. 21). При появлении те­чи из дренажного отверстия водяного насоса замените уплотняю­щую шайбу сальника крыльчатки.
6. Следите за правильным натяжением ремня вентилятора.
7. Содержите в чистоте радиатор. При сильной запыленности воздуха периодически очищайте радиатор от пыли и обмывайте во­дой, при этом всегда помните о защите реле-регулятора от попа­дания воды.
8. Содержите в чистоте резиновые шланги, не допуская попада­ния на них масла и топлива.
9. Сливайте всю воду из системы охлаждения двигателя после его остановки при температуре воздуха ниже +5° С.
10. При необходимости очищайте систему охлаждения от наки­пи. Для удаления накипи применяйте раствор из 50—60 г кальцини­рованной соды на 1 л воды.
 
Очистку системы охлаждения производите в следующем по­рядке:
 
 
Рис. 21. Водяной насос:
1 — шкив; 2 — ступица шкива; 3 — масленка; 4 — валик; 5 — втулка корпуса; 6 — корпус; 7 — крыльчатка; 8 — обойма сальника; 9 — манжета сальника; 10 — шайба уплотняющая; 11 — упорная пружина сальника; 12 — полость нагнетания; 13 — полость всасывания; 14 — па­трубок; 15 — самоподжимные каркасные сальннки.
 
а) запустите двигатель и прогрейте до рабочей температуры во­ду, остановите двигатель и слейте воду;
б) закройте сливные краники, залейте в систему охлаждения
2 л керосина и заполните систему приготовленным содовым раство­ром;
в) проработайте на тракторе 10—12 часов, после чего слейте из системы охлаждения раствор и тщательно промойте систему чис­той водой.
Запрещается эксплуатировать трактор без пробки заливной гор­ловины радиатора и при неплотно закрытой крышке.
 
Регулировка натяжения ремня вентилятора
 
При своевременной правильной регулировке натяжения ремня лентилятора обеспечивается нормальная работа системы охлажде­ния и увеличивается срок службы ремня.
Натяжение ремня проверяйте через каждые 60 часов работы, а при обкатке трактора — ежесменно.
 
 
Рис. 22. Схема подачи топлива:
1 — отводящий трубопровод; 2 — пробка; 3 — топливные баки; 4 — трубка топливомерная; 5 — краны спускные; 6 — топливная трубка от ба­ка к фильтру-отстойнику; 7 — фильтр грубой очистки топлива (отстойник); 8 — то­пливная трубка от фильтра-отстойника к насосу; 9 — фильтр тонкой очистки топ­лива; 10 — трубка отвода воз­духа; 11 — топливный насос; 12 — топливоподкачивающнй насос; 13 — трубка перепуск­ная; 14 — трубопровод высо­кого давления; 15 — трубка топливная от фильтра тон­кой очистки топлива к насо­су; 16 — форсунка; 17 — го­ловка блока цилиндров; 18 — камера сгорания в поршне.
 
Натяжение на ветви шкив генератора — шкив коленчатого вала должно быть таким, чтобы при нажатии с усилием 3—5 кгс прогиб ремня был в пределах 10— 15 мм.
 
Смазка подшипников водяного насоса
 
Подшипники водяного насоса смазывайте через каждые 60 часов смазкой 1-13, наполняя подшипниковую полость корпуса насоса до появления смазки из контрольного отверстия.