Механизм газораспределения трактора МТЗ-82 (80)

Механизм газораспределения имеет подвесную систему клапа­нов и состоит из шестерен, распределительного вала, толкателей, штанг, валика с коромыслами, клапанов с пружинами, тарелками и сухариками (см. рис. 17 и 18). Крышка распределения имеет фла­нец для установки компрессора, привод которого осуществляется от шестерни привода топливного насоса.
 
Уход за механизмом газораспределения
Уход за механизмом газораспределения заключается в обес­печении надлежащих зазоров между бойком коромысла и торцом клапана, подтяжке гаек крепления головки цилиндров. Клапаны нужно проверять и при необходимости регулировать через каждые 240 часов работы, а также после каждого снятия головки цилинд­ров и при появлении стука клапанов. Зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла на прогретом двигателе (температура воды должна быть не ниже 70° С) необходимо отрегулировать на величину 0,4—0,45. Клапаны регулируйте, придерживаясь следую­щего порядка:
 
 
Рис. 17. Двигатель Д-240 (поперечный разрез):
1 — блок цилиндров; 2 — коленчатый вал; 3 — шатун; 4 — распределительный вал; 5 — толкатель; 6 — центробежный масляный фильтр; 7 — гильза цилиндра; 8 — поршневой палец; 9 —поршень; 10 — прокладка головки цилиндров; 11 — головка цилиндров; 12 —клапан; 13 — штанга толкателя; 14 — коромысло; 15 — регулировочный винт; 16 — воздухоочиститель; 17 — валик коромысел; 18 — электрофакельиый подогреватель; 19 — крышка головки; 20 — форсунка; 21 — выпускной коллектор; 22 — фильтр тонкой очистки топлива; 23 — топлив­ный насос; 24 — стартер; 25 — задний лист; 26 — маслоизмерительный щуп; 27 — масляный картер; 28 — крышка коренного подшипника,
 
 
Рис. 19. Схема последовательности затяжки гаек шпилек крепления головки цилиндров.
 
1. Проделайте подготовительные работы, обеспечивающие до­ступ к крышке головки блока цилиндров.
2. Снимите колпак крышки головки цилиндров.
3. Проверьте затяжку гаек крепления стоек валика коромысел.
4. Установите поршень первого цилиндра в положение, соответ­ствующее концу такта сжатия.
5. Отпустите контргайку регулировочного винта на коромысле клапана и, ввертывая или вывертывая винт, установите между бой­ком коромысла и торцом клапана необходимый зазор по щупу.
После установки зазора надежно затяните контргайку и снова проверьте зазор щупом, поворачивая штангу толкателя вокруг ее оси.
Клапаны регулируйте в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров (1—3—4—2).
Гайки шпилек головки цилиндров затягивайте равномерно в два или три приема в последовательности, указанной на рис. 19. Затяжка гаек проводится перед регулировкой клапанов на прогре­том двигателе.