Машинисты АВМ

С каждым годом увеличивается поставка агрегатов для приготовления травяной муки, гранулированных и брикетированных кормов колхозам и совхозам Тюменской области. Если 3...4 года тому назад немного было хозяйств, которые имели агрегаты ABM-0,4, АВМ-0,65 и другие, то сейчас мало осталось хозяйств, где нет таких агрегатов. В хозяйствах области насчитывается свыше 200 агрегатов для приготовления травяной муки, более сотни комплектов оборудования для гранулирования травяной муки, имеются брикетные прессы и другое оборудование.
Для работы на этих агрегатах нужны специально подготовленные кадры. Встал вопрос об учебном плане и сроках подготовки машинистов АВМ (так мы их будем называть).
Срок подготовки установили не более 1…1,5 месяца.
По учебному плану на теоретическое обучение отвели 110 ч, на практические занятия — 56 ч, на экзамены — 10 ч.
Учебный план подготовки машинистов АВМ гранулированных и брикетированных кормов приведен в таблице.
шоферов на ЗИЛе 130 и УРАЛе 375 — 3 человека, кроме того — слесари, сварщики и т. п.
Аналогичны по составу были и группы слушателей 2005 года обучения. Практика показала, что для такого контингента слушателей учебный план реален.
Как правило, учеба машинистов проходит в апреле — мае, что дает нам возможность организовать практические занятия. В это время обычно идет расконсервация агрегатов, подготовка их к работе, опробование, а в некоторых хозяйствах — и сушка зерна.
Какие мы испытываем затруднения при подготовке машинистов?
Нет не только специального учебника, но и подходящей литературы вообще по данной специальности.
Имеющиеся справочники, книги и брошюры крайне скупо освещают вопросы устройства, технического обслуживания и эксплуатации агрегатов АВМ, грануляторов и брикетных прессов.
Мы вынуждены давать слушателям пространные конспекты и перепечатывать для них инструкции по отдельным машинам.
Хороший учебник крайне необходим. Он, как нам представляется, должен отражать: назначения агрегатов, механизмов, машин, схему работы; подробное конструктивное устройство с ссылкой на наиболее распространенные марки; наиболее характерные неисправности, их признаки, причины и способы устранения; техническое обслуживание. Учебник также должен иметь раздел, посвященный элементам монтажа, начиная с так называемого нулевого цикла. Этот раздел необходим, так как нашим выпускникам нередко приходится начинать работу именно с монтажа.
Создание учебника потребует времени. Поэтому, на наш взгляд, на первых порах следует обеспечить учебные комбинаты и курсы, готовящие машинистов АВМ, хотя бы достаточным количеством уже имеющихся заводских инструкций по отдельным машинам.
Нет возможности приносить на уроки отдельные детали агрегатов АВМ, грануляторов и прессов из-за их огромных размеров. Видимо, следует подумать об изготовлении моделей машин в целом и отдельных агрегатов. Издательство «Колос» выпустило комплект из 25 плакатов «Производство витаминной травяной муки». Однако на этих плакатах в основном дается общий вид машин и схемы работы, недостаточно раскрыто устройство отдельных узлов и механизмов, не отражены операции технического обслуживания машин. Этим же грешат и диафильмы, выпускаемые фабрикой экранных учебно-наглядных пособий «Ленинград».
Приготовление кормов — важнейший участок сельскохозяйственного производства, и ему нужны кадры высокой квалификации. Чтобы значительно улучшить их подготовку, учебным комбинатам, школам и курсам следует оказать помощь в решении затронутых вопросов.